5.09.2015

Древнее ремесло резьбы по камню

Геммы – это украшения, выполненные в виде рельефов на камнях. Геммы с барельефным, выступающим изображением, называются «камеи», а с горельефным, утопленным – «инталии». На протяжении всей истории ювелирных украшений они ценились не просто как драгоценности, но как произведения искусства - миниатюрные изображения, которые могли представлять собой сложнейшие сюжетные картины, или крошечные портреты, тем не менее требующие сходства с оригиналом.





Мастера из Древнего Египта вырезали для украшений жрецов и фараонов фигурки священных животных – скарабеев, ибисов, соколов, плоские с одной стороны, чтобы было удобнее носить. Но это были еще не геммы, а их предвестники.

Первые изделия, похожие на классические геммы, были созданы мастерами глиптики (резьбы по камню) за 4000 лет до нашей эры в Месопотамии. Они отличались от египетских работ тем, что были вырезаны на слоистых камнях, что позволяло делать многоцветные изображения. Чаще всего геммы делались из разновидности агата – сардоникса: слои срезались таким образом, что в итоге получалось светлое изображение на темном фоне. Меняя толщину верхнего слоя, резчик создавал иллюзию светотени. На отдельных камнях, богатых пестрыми слоями, можно было создать настоящий многоцветный шедевр. Чаще всего использовались арабские или индийские сардониксы: первые для изготовления украшений в холодной голубовато-серой гамме, вторые – для теплых, «молочных» гемм. Также для гемм использовались гранат, аметист, изумруд, гематит, сердолик, и различные сорта агата. Среди восточных самоцветов, предназначавшихся для камей, были оникс, хрусталь, халцедон.




Официально родиной гемм считают Александрию. Александрийская династия Птолемеев владела большим собранием резных изделий, которые в настоящее время находятся в музеях мира. Среди них - знаменитая «Камея Гонзага», изображающая супругов-правителей Птолемея II Филадельфа и Арсиною II, которая хранится в Эрмитаже.

Позже, немало известных древних гемм было сделано в античной Греции и в Священной Римской Империи. Римские и греческие правители покровительствовали мастерам-глиптикам, а те увековечивали их на своих геммах. Боспорский царь Митридат Евпатор, бросивший в свое время вызов самому Риму, также питал слабость к резным каменным миниатюрам. Без сомнения, геммы были ярким явлением в искусстве античности. На них писалась летопись сражений и правителей, на них изображались мифы, боги и герои.




С тех пор украшения с геммами стали неотъемлемой частью ювелирного промысла, и мода на них вспыхивала с новой силой каждый раз, когда возвращалась мода на античность: и в эпоху Возрождения, и в начале 19 века. Но, независимо от эпохи, геммы ценились всегда, как ценятся редкости, хранимые веками и передаваемые из поколения в поколение. Появление с настоящей, высококлассной камеей в высшем свете было прямым напоминанием о древности своего рода и уровне достатка.

Камеи и инталии обычно вырезались из податливых к обработке камней, а затем иногда вставлялись в оправу. Чтобы изображение было хорошо видно, самоцветы брались достаточно крупные, поэтому и украшения с ними были массивными: крупные перстни, диадемы, медальоны, броши, которые могли носить и женщины, и мужчины. Перстни с инталиями часто использовались как печатки, а брошами-камеями закалывались плащи и мантии.

В Средние века камеи и инталии стали реже использоваться как светские украшения – гораздо чаще ими инкрустировали священные книги, украшали церковную утварь. Зато с приходом Ренессанса мода на геммы вспыхнула с новой силой.




В XVIII веке русская императрица Екатерина II увлеклась коллекционированием гемм, благодаря чему в России оказалось большое количество работ, сделанных при дворе Птолемеев и на территории Рима, а также множество маленьких коллекций, которые она попросту скупала целиком. Уже на 2 год своего правления императрица начала собирать геммы, которые дошли и до наших дней — половина из примерно 20 00 гемм, хранящихся в Эрмитаже, попала туда благодаря Екатерине. Монархиня в шутку называла свое хобби «обжорством», «камейной болезнью», а собрание гемм - «бездной». Увлечение Екатерины привело к тому, что и ее лицо было увековечено на камне — уникальная камея на колумбийском изумруде с подложкой из черного оникса.





Камеи и инталии последний раз возносились на пик моды в эпоху правления английской королевы Виктории. Викторианская эпоха отличалась строгостью нравов и следованию букве внешних приличий, и обилие украшений на даме зачастую не приветствовалось. А камея — это украшение, говорящее о богатстве и художественном вкусе хозяйки, которое можно носить одно, без всяких дополнений. Ранее, в начале XIX века, модный стиль ампир возвеличивал геммы, как часть древнегреческой культуры, модной в то время.




Современные модные тенденции располагают к возрождению аристократической моды на геммы. Например, Dior Joaillerie выпускает изящные черно-белые украшения с камеями. Дизайнер-ювелир Виктуар де Кастеллан (Victoire de Castellane) рассказывает, что, создавая эту коллекцию, она делала акцент на контрасте между матовыми старинными геммами и сверкающим обрамлением из бриллиантов, гранатов и сапфиров.

«Поделиться»